Самостоятельность и анскулинг

Оригинал взят у deadgorod в Самостоятельность и анскулинг
Тема, которая очень волнует. Как вырастить ребенка самостоятельным. Если сам прошел школу, детсад, ясли, институт и за жизнь было очень мало ситуаций, в которых удавалось принимать самостоятельные решения. Под самостоятельными решениями, я понимаю ввиду именно, когда решаешь, так тут я достиг чего хотел, теперь займусь-ка другой профессией, начну жизнь сначала и т.д. Для американской среды, это нормально, там люди еще 20 лет назад по статистике меняли профессии, для России это нонсенс, удел хипстеров и других немногочисленных сообществ. Решить за ребенка в России практически = быть хорошим родителем(устроить к знакомым на хорошее место). Но для ребенка вреда от этого в 90% случаев гораздо больше.

Пересматривая фильм, 1+1, понял, что забота о ком-то, но не по принуждению, как с младшими братьями/сестрами, а по желанию вероятно и есть путь к самостоятельности. Ведь если ты сам захотел кому-то помочь, ты в итоге начинаешь отвечать за его судьбу. Задача взрослого в этом случае поддерживать, разговаривать, обсуждать варианты.

Эта же тема связана со строчкой life experience в резюме в развитых странах, где часто указывают волонтерство, которое и является той, попыткой понять, какую ответственность ты можешь взять на себя.

Анскулинг и его непонимание

Оригинал взят у deadgorod в Анскулинг и его непонимание
Мне, для того принять, анскулинг пришлось потратить довольно много времени.
В анскулинге нет образовательной части, просто потому, что образа того, к которому можно стремиться сейчас нет.
Нет учителя, поскольку нет авторитета, но есть мастер, человек который чем-то увлечен, и современные способы быстрого освоения, через гаджеты, сообщества и другие механизмы.
В постосоветской России, все боятся доверить что-то ребенку, даже домашнее, семейное и другие виды образования делаются с оглядкой на родственников, институты и т.д.

Но в условиях, когда все вокруг меняется, важно ориентирваться на то, что станет реальностью через 10-15 лет и к этому готовитъ детей. Вот тренды, которые например, окажут влияние на образование:
http://www.edutainme.ru/post/innovation-teaching-2014/
Они все про то как ападтировать неповоротливую систему образования, армию педагогов и невежественных родителей к облегчению ребенку того же школьного образования. Но не считаются той самой основой создания нового человека, который через 10-15 лет нас спросит - "Папа, а зачем ты меня учил писать ручкой? Ведь теперь теперь у меня моторика хуже, чем у тех кто играл на айпаде?" или "Мама, а почему я изучал математику в 10 лет, если она мне понадобилась в 16 и без интегралов о логарифмов? Зачем Вы украли мое время? Вот же Гало написал, вон сколько критики было! Чего Вы все боялись?"

Закрытый просмотр фильма про анскулинг Being and becoming

Оригинал взят у deadgorod в Закрытый просмотр фильма про анскулинг Being and becoming
8 августа мы ходили на встречу, которая проходила в рамках краудфандинговой компании на plаnete.ru. Об этом я уже писал и участвовал, т.к. хочется, чтобы появилось издание в котором можно читать про развитие детей. Пока таких изданий нет, а те которые есть, ориентируются на школьную программу.

Фильм про анскулеров, тех кто не ходил в школу вообще, ни разу, ни один экзамен не сдавал. В фильме рассказывается об их жизни на примере 15 семей и около 50 детей.  По результатам просмотра, у нас появились следующие выводы:

1. Анскулинг в большей степени связан с образом жизни, поэтому в отличие от семейников, домашников решение об этом принимается еще до рождения ребенка и готовится родители начинают заранее.
2. Вывод, который скорее подтвердил наше предположение. Никакой теории анскулинга нет и быть не может, каждый развивается самостоятельно, в своем ритме и со своими особенностями. В фильме прозвучала фраза "если пытаться изучать жизнь анскулеров, то про каждого может появиться своя книга".
3. Часто анскулеры это многодетные семьи и семьи тяготеющие к природе. Это может наложить отпечаток на тех, кто любит городской образ жизни. Мы из фильма до конца не поняли насколько это важно и критично для анскулеров.
4. В фильме был эпизод, когда родители анскулера, рассказывали, как они ждали и боялись кризиса, бунта и т.д. у ребенка. Как все пугали их этим. Но он не случился. Это похоже на то, о чем нас все предупреждают - вот родится, посмотрим, что вы скажете, вот будет ему год, посмотрим, с каждым годом будет все тяжелее. Пока все наоборот.
5. Свободу нужно понимать, как ответственность за себя, а не как можно всё.
6. Критериев успеха нет. Детей нельзя сравнивать и делать одинаковыми.

По результатам фильма было обсуждение, которое началось с вопросов - А почему не было анскулеров у  которых дети пошли по техническим профессиям? Наверное должно быть какое-то базовое образование? и т.д. Это конечно, не вопросы анскулера, это вопросы и страхе, что ребенок чего-то недополучит не сможет, будет хуже остальных и т.д.(см.пункт 6 выводов).

Еще один момент, который заставил задуматься, что опека приходит в семьи обычно, если жалуются на то что дети не ходят в школу. Делают это обычно родственники.

Ну и под конец, выступил один из спонсоров от издательства с пространной речью о том, какой он великий и классный, на чем мы встречу и покинули.

Почему анскулеры проходят дескулинг

Ссылка на публикацию в http://hackschooling.livejournal.com/2796.html
Дескулинг для анскулинга.
Часть 1. Начало.
Для нас, меня и моей жены, дескулинг начался, когда мы этого еще не знали. Мы просто обсуждали, как нам не нравилось в школе, в какую школу мы бы хотели отдать детей, а именно в платную. Еще мы не хотели, чтобы наши дети сдавали экзамены, ненавидели большинство учителей. Потом добившись чего-то в жизни сами, а главное попав в окружение, где многие люди старались сделать себя сами, мы увидели, что чему-то учимся мы именно у них и это точно не знания. Что это обсиждать не буду, но как обычно, это черты характера, которые люди начинают сами у себя вырабатывать, когда понимают чего хотят.

Часть 2. Осмысленный дескулинг.
Позже, мы поняли, что можно ребенка не отдавать в детский. Конечно мы и сами не любили детские сады, хотя особо и не помнили, что там происходило. Но эффекты в виде ненависти к запеканке, публичным выступлениям и другие, имели место быть.
И уже лет 5 спустя, мы услышали слово анскулинг, начали читать про него, выяснять для чего и как он нужен, откуда взялась идея. Прочитали "фабрику марионеток", просмострели всего Комаровского и кучу статей в интернете, пытаясь для себя выстроить представление о развитии ребенка. Конечно, мы много пропустили, нам поставили прививку, раньше, чем мы хотели, мы не купались и не учились нырять, как положено в полгода и т.д. и т.п. Но для нас это не самое важное, поскольку критические события с детьми происходят постоянно. Гораздо важнее понимать, что сейчас именно в этом возрасте ему важно и интересно, с кем интересно и это поддерживать, а не ориентироваться на образовательные институты и общепринятые правила. Это сейчас мы понимаем, насколько по идиотски устроена школа, что там происходит десоциализация и т.д., а сначала мы пытались и на нее ориентироваться.

Часть 3. Защитный дескулинг.
После того, как Вы ответили для себя на все вопросы про естесвенное развитие ребенка, перед Вами появляется общество. Оно требует от Вас:
1. Развивать ребенка по программам д/с.
2. Учить его читать, писать, когда это принято у всех.
3. Слушать его классическую музыку, читать ему советские сказки, показывать советски мультики и т.д.
4. Не прислушиваться к желания ребенка, а воспитывать и наказывать.
5. Отдать его в школу, потом в институт.
6. Заставлять его быть кем-то, а не самим собой.
7. ...

Оно(общество) материально:
1. Родственники - они все учились в школе и для них жизненно важно и вашего ребенка отдать в школу и часто они не остановятся ни перед чем.
2. Друзья - им важно, чтобы Вы были, такими же как они. Для некоторых Вы переходите в разряд геев и лесбиянок, тех, которых нельзя принять, с которыми нужно бороться.
3. Окружающие("неравнодушные") - окружают вас фразами: "пойдешь в школу, там тебя научат", "это ты узнаешь в школе" и другими.
4. Физическая инфраструктура - однообразные убогие здания д/с, школ и ДК, пожирающие детей, будут постоянно нависать над Вами и вызывать у Вашего ребенка вопрос, а почему я не там?
И никому из них не важны Ваши доводы. Они просто Вас не принимают и всегда будут высокомерно над Вами подшучивать. Смиритесь и ищите тех, с кем интересно.

Журнал о семейном образовании и анскулинге.

Оригинал взят у deadgorod в Журнал о семейном образовании и анскулинге.
Сообщество семейников собирают деньги на печать журнала об анскулинге, хоумскулинге и семейном образовании. Обещают 68 страниц. Если выйдет, напишу отзыв об этом. Скорее всего и сам поучаствую, чтобы получить журнал.


http://planeta.ru/campaigns/semeynoe

Самая исхоженная тема: школа против анскулинга

Оригинал взят у deadgorod в Самая исхоженная тема: школа против анскулинга
Обычному человеку понять сложно, чем так опасна школа, обучение в ней и следующие за этим неприятности.

Под обычным человеком мы будем понимать гражданина отучившегося в школе, ходившего в детский сад, которому родители твердо вдолбили, что хорошее образование = хорошие оценки в школе и института = хорошая работа/карьера и т.д. Единая безвариантная последовательная вертикаль: детсад-школа-ВУЗ-работа-пенсия, превратила такого человека в своего адепта и обычного человека, который стыдится мечтать и делать то что нужно, а не то что хочется.

Итак, как школа и вся система образования превращает наших детей в зомби:
1. В первых класссах детей приучают к дисциплине и отучают думать. Есть такие-то предметы, ты должен их знать, почему  и зачем узнаешь, когда вырастешь. Я вырос и до сих пор не знаю. Точнее теперь я знаю, что учили не тому и ответ был в жизни тебе не пригодится то, чему тебя учили в школе и институте. И если в первых классах ты с этим смиряешься, то потом ты отучешься думать зачем тебе это нужно. По каждому предмету можно показать, что он не нужен.
2. С первых классов в школе дети десоциализируются(есть различные исследования на эту тему). Человек вырастет адаптированным к той среде в которой он находился в моменты развития. Если человек рос среди одногодков и учителей, то только с ними он и будет уметь общаться. Хотя, вроде бы должен уметь общаться с разными людьми. А кто такие разные люди? взрослые, старики, продавцы, случайные люди на улице и в соц.сетях, все те люди с которыми мы, вышедшие из школ не умеем общаться. Я до сих пор не знаю, как правильно общаться с милицией, как правильно вести себя с пожилыми и людьми с ограниченными способностями и многими другими социально важными позициями. Я просто стараюсь их избегать.
3. В средних классах у детей убивается воображение, поскольку они начинают понимать для чего какие предметы нужны, но чтобы что-то попробовать, им придется ждать долгие годы. Понимание отложенной жизни превращает воображение в план, как дожить до пенсии и ничего постороннего не хотеть. Ведь если распыляться, ничему серьеному не научишься и станешь никем.
4. В более старшем возрасте, когда дети хотят уже стать самостоятельными, убивается это желание. В России принятно пожизненно опекать детей, в т.ч. из-за квартирного вопроса, во многих других странах 18 лет возраст, когда ребенка специально отправляют в свободное плавание. Все понимают, что если этого не сделать, то вырастет аморфное существо сидящее на шее. И готовить к полной самостоятельности детей начинают с раннего возраста.
5. Болезни. Различные виды работ имеют свои профессиональные заболевания. Тоже самое происходит и со школой. Это означает, что после школы большинство детей приобретают хронические заболевания, которые могут оставаться на всю жизнь. У меня после школы и института были диагнозы: хронический гайморит, хронический пилонефрит. Кроме того, были регулярные простуды. После того, как образ жизни радикально изменился, я стал меньше работать и мы с женой переехали загород, это все исчезло. За 5 лет, которые мы прожили в доме я ни разу ничем не болел.

Как говорится, сколько ребенка не пытай школой, институтом репетиторами и другими ненавистными методами, у него все равно есть шанс вырасти приличным человеком.

10 пунктов почему бабушки не могут воспитывать детей анскулеров.

10 пунктов против участия бабушек в воспитании детей.
Оригинал взят у deadgorod в 10 пунктов почему бабушки не могут воспитывать детей анскулеров.

Анскулинг, дескулинг vs Бабушки,дедушки
Есть люди, которые не поддаются анскулингу и не понимают зачем он нужен. Это бабушки, они еще часто бывают с педагогическим уклоном. С дедушками всё проще, они либо подчиняются бабушкам, либо считают, что воспитание
это женское дело, а они добытчики. Так уж у нас с древних времен повелось.

Что делать с бабушками. А ничего Вы с ними не сделаете, если они против. Они не понимают объяснений, не понимают, что написано в книгах про школы и т.д. Они в определенном смысле технический продукт советской эпохи и для них признать, что может быть человек другой человек, значит сказать, что они жили неправильно, всю жизнь ошибались и вообще в детях не разбираются. На это они пойти не могут, ведь есть главный шаблон "я ж тебя/вас вырастила, на ноги подняла" и против этого факта вы не найдетесь, что ответить, если не будете знать, что реально они сделали с вами(см. предыдущий пост: http://hackschooling.livejournal.com/1641.html). Но реально нужно стараться их допускать к детям редко, поскольку:
1. Они их балуют.
2. Они разрешают им то, что вы запрещаете и наоборот.
3. Ребенку тажело, когда часто меняются правила, по которым вы взаимодействуете.
4. Они верят в то, что кто старше тот и прав. Несмотря на то, что советский опыт не применим к современным реалиям(но в это они тоже не поверят).
5. Они не любят все современное(гаджеты, соц.сети и т.д.) и будут это запрещать.
6. Они врут(наша бабушка обманом сводила ребенка в церковь, правда говорит, что они туда случайно зашли - это причаститься-то ровно к 10 часам!).
7. Они любят ходить к докторам, водить детей в школы, дет сады, и т.д.
8. Они не занимались нашим восптанием. Они, конечно искренне верят, что занимались. Но моя мать на вопрос, а как Вы меня к горшку приучали ответила: "Как, как! Ты с годика в яслях был, попробуй не научись. Там всех на горшки сажали и пока не сходишь не отпускали".
9. Как правило(бывают и адекватные), они нас не любили, т.е. заводили по привычке или потому что все так делают, а не потому что протсто хотели детей и их любить. Но они в этом никогда не преизнаются.
10. Они верят в дисциплину, которая была нужна для индустриальной эпохи, а не для современной эры соц.сетей.

Анскулеры и тараканы их родителей

Со стороны анскулеры и домашники выглядят, как люди, которые вдруг раз и решили, что школа зло, поверили в теорию и т.д. На самом деле нет. Никакой теории в воспитании детей нет, есть практика. Есть конкретные решения, проекты и поведение выраженное в действиях. Если будете думать о теориях, будет как с детьми Никитиных(http://www.domrebenok.ru/blog/Kem+stali+deti+Nikitinux/). Тако получается всё хорошее в нашем мире, если человек что-то ради идей, то чтобы ее достичь он погубит много других людей, если для себя принесет пользу окружающим.
Мы растем в таком мире, когда множество теорий и необосонованных стеретипов, правил и норм формируют нас с детства. Мы не думаем, какие из них подходят, какие нет, какие для чего и кем придумывались и устарели, верим в авторитеты и тем самым отрезаем себе путь к здравому смыслу и само собой анскулингу.
По этому поводу того, как мы такими выросли есть два типа рассуждений:
1. "Теоретический". Когда мы говорим, родители в нас вбили, они жили в таких условиях, мы в других и т.д. Это неправильный способ обсуждения. То есть все написанное про это верно, но сделать мы с этим ничего не можем. В
этом случае можно привести тексты:
http://snob.ru/profile/29516/blog/94083
или http://ludmilapsyholog.livejournal.com/52399.html
Уважаемые вроде люди пишут, хорошие, добрые и правильные вещи. Но нам ничего это не даст. Что нам даст, то что наши родители такие-то(послевоенные, совковы), ну позлимся, поругаемся с ними, решим со своими детьми так не делать, а как делать? Ответа нет.
2. Практический. Один вариант http://accion-positiva.ucoz.es/_ld/1/173_tqE.pdf про то, как поступать с родителями. Вторая http://www.vashpsixolog.ru/knigi/178-knigi-izdatelstva-qgenezisq/1772-mlodik-iyu-sovremennye-deti-i-ix-nesovremennye-roditeli-ili-o-tom-v-chem-tak-neprosto-priznatsya, как нас воспринимают дети.

Вроде все авторы психологи и пишут правильные вещи, но в первом случае вы сможете только пожалеть себя из-за "нетаких" родителей, а во втором оценить свои действия и оценить как это воспринимается ребенком.

Почему то, что я пишу так важно для анскулеров. Поскольку желая взять отвественность за воспитание ребенка на себя, вдруг оказывается, что теперь придется взять на себя ответственность и за его здоровье, а значит перестать считать, что доктор может быть прав и сформировать свое отношение к болезням, за социализацию, потому что теперь, ты не можешь считать, что она произойдет естесвенным путем и так со взрослением ребенка придется брать на себя ответственность за все. И основной преградой в этом являются не школа, медицина, государство, а наши родители(в подавляющем большинстве случаев), которые заложили эти незаметные привычки и способы поведения, которые мы самостоятельно не можем осознать и изменить. Мы продолжаем стараться нравиться окружающим, получать хорошие оценки, спорить когда не надо, смеяться над несмешными шутками, повторять избитые фразы и т.д.

Анскулинг, дескулинг, нонскулинг, хакскулинг с чего начать

Новый пост в http://hackschooling.livejournal.com/1404.html


Оригинал взят у deadgorod в Анскулинг, дескулинг, нонскулинг, хакскулинг с чего начать
Многие считают, что анскулеры это сектанты, кототрые начитались какой-то дикой литературы, наслушались неадекватных монтерссоривцев, вальдорфцев и других подобных неадекватов. Свято поверили в их теории и теперь растят из своего ребенка маргинального гения, который неспособен социализироваться. По крайче мере, такие тезисы нам всегда приводят наши друзья и знакомые, если заходит разговор об образовании.

На самом деле нет. И ошибка многих родителей, которые забирают детей из школы как раз в этом. Они вроде что-то прочитали, у ребенка от школы началась психосоматика, его забирают. Через полгода у родителей начинается паника, как же так, учиться не хочет, целый день в интернете, в майнкрафте и т.д.

Основная проблема ошибка родителей, которые забирают ребенка из школы, состоит из двух частей:
1. Они не ответили себе на вопрос, а зачем им ребенок. Этот вопрос, всех напрягает, считается, что обсуждать это табу. Сначала мы тоже так считали, но глядя на "любовь" тех наших друзей, которые родили когда им было около 20-ти, как они бьют, детей, оскорбляют и т.д. мы поняли, что важно на этот вопрос ответить. У нас с женой ответы разные, но мы друг про друга знаем, что завели детей не "потому что так надо", и не по залету, а потому что действительно хотели.
2. Они не понимают, какой образ жизни они ведут и какой тип родительства  им подходит. Только после ответа на этот вопрос Вы имеете право на то, чтобы самостотельно заниматься воспитанием ребенка. Посколько родители работающие на заводе, или в офисе с утра до вечера(это крайний вариант) - не могут быть анскулерами и это понятно. А вот родители имеющие свободное время, которые могут описать свой образ жизни, могут самостоятельно заниматься детьми. Ответ на вопрос об образе жизни, позволяет Вам самим понять, чему надо и чему вы сможете и не сможете научить ребенка и чему должна и не должна учить школа. Мы сами ведем загородный образ жизни, с меняющимся количеством времени, увлекаемся будущим, творчеством, техническими вещами, гаджетами. Для нас очевидно, что ни один из школьных предметов не имеет отношения ни к нашей жизни, ни к жизни ребека, и тем более его будущего. Это тема, которую мы не смогли нашим друзьям объяснить. Они свой образ жизни не осознают и им кажется, что окружающий мир(ТВ, книги и т.д.) подсказывает им и подталкивает к правильным действиям.

По смыслу дела: Анскулинг vs Домашнее Обучение

Из сообщества http://hackschooling.livejournal.com/ Анскулинг и домашнее образование.

Само понятие анскулинга на существует, поскольку это просто отрицание образования как такового. И в этом оно противостоит домашнему обучению, которое обычно предполагает туже школьную образовательную программу, но в более интересной форме с заменой педагога на репетитора или родителя.

Т.е. по сути, названия такому естественному развитию детей(анскулинг) в России нет, есть с одной стороны отрицание существующей системы(Школы), а с другой домашнее образование, которое туже школу и воспроизводит. В результате родители, только забрав детей из школ и столкнувшись со школьной программой, учителями и т.д. начинают понимать, что это не то, что в жизни пригодится, задумываются, занимаются дескулингом и т.д.

При этом оказывется, что в жизнь ребенка нужно быть максимально вовлеченными, нужно с ним вместе решать бытовые вопросы, доверять ему и т.д. И тут возникает ключевое, для родителей несоответствие. Ребенка считают еще недоросшим. Это значит, что практически все нужно решать за него, что и ставит родителей в тупик.

Из этого вытекает то, что не все родители могут заниматься своими детьми. Более того, большинство в этом сами уверены и ни за что не согласятся своих детей воспитывать. Наши друзья, нам как правило начинают объяснять, что есть учителя, которые знают как надо, что есть разные умные дяди и тети, которые могут чему-то научить детей. Мы же воспринимаем их в основной массе, как отсталую массу, которая гордится тем, что не умеет пользоваться компьютерами и всю жизнь провели на одном месте, мир не видели, ничего в жизни не сделали.
К тому же, для нас с женой ситуация оказалась противоположной, нас школа ничему не научила и институт. Но обычно, когда мы это озвучиваем, нам никто не верит, ведь все считают, что именно система образования сделала из нас людей.

Есть и еще одна причина по которой не все могут быть анскулерами - окружающее общество. Если вы живете в городе, то давление на вас будет колоссальным, ребенок постоянно будет сталкиваться с этим, вы будете вынуждены всем объяснять, почему вы так не "любите" своего ребенка, что не водите в школу. В глазах обыватели, детьми на домашнем обучении могут быть только дети с особенностями или дети маргиналов-алкоголиков. И в довершение к этому в городе Вам часто нечем заняться с ребенком, особенно, если вы вынуждены ходить на работу, Вам все равно придется отдавать его в кружки и секции, чтобы он занимался чем-то интересным у педагогов.

Интересная книга про то, как ребенок воспринимает детский сад и школу у Ирины Млодик "Современные дети и их несовременные родители".